С глубоких времен люди начали овладевать искусством ароматерапии. Принято считать, что истоками ароматерапии является собирание трав и лечение травами. Остановимся же более подробно на происхождении того искусства, которое сейчас называют ароматерапией.
Можно предполагать, что камеди, смолы, бальзамы и другие вещества стали первыми источниками благовоний, которые использовали люди в доисторические времена. Знания о лечебных свойствах благовоний накапливались веками и передавались из поколения в поколение, а затем каждый народ преобразовывал свой опыт в традицию.
Согласно большинству источников ароматерапия как метод парфюмерии возникла в Месопотамии, где был открыт способ дистилляции растительного сырья. На шумерских клинописных табличках упоминаются мирт, чабрец, смола деревьев, а также описаны способы использования растительных лекарств. В письменных памятниках Вавилона (XI век до н.э.), унаследовавшего знания и культуру шумеров, встречается немало сведений о различных растениях и способах их использования для лечения разнообразных недугов. Затем Вавилон покоряют ассирийцы, сохраняя все лучшие научные и культурные ценности Древней Ассирии, а их знания, в свою очередь, заимствуют египтяне, широко развившие культуру ароматерапии и парфюмерии.
В Египте благовония играли важнейшую роль в религиозных празднествах, устраиваемых в честь многочисленных богов. В ритуалах применяли воскуривание и жертвоприношение. Наиболее распространённым было использование воскуривания ароматических масел, ароматических шариков, жертвенные притирания (ими наполняли тело предназначенного для жертвоприношения животного). Самыми почитаемыми считались масла мирры, ладана и смола кедра. Египтянами был составлен рецепт ароматической смеси «куфи», который держался в строжайшем секрете и был предназначен для различных целей – от лечебных до мистических. В состав «куфи» входило от 16 до 60 компонентов, среди которых: можжевельник, мирра, корица, кедр и другие растения.
Египтяне хорошо знали о способности ароматов воздействовать на эмоции. У каждого фараона имелось множество различных духов, различного предназначения: одни – поднимали настроение, другие – устраняли нервозность или усиливали половое возбуждение, а на случай войны имелся специальный рецепт для развития агрессивности.
Благовония широко использовались египтянами для бальзамирования тел умерших. Существовало три вида бальзамирования. Бальзамирование по первому классу или «бальзамирование Озириса» было доступно только высшим кастам и было очень дорогим. При помощи металлического зонда через носовые ходы удаляли головной мозг и наполняли голову ароматическими травами. Через разрез живота удаляли внутренности, а брюшную полость наполняли миррой, корицей, кассией и другими ароматическими растениями. Тело зашивали и на протяжении 70-ти дней держали в растворе соды. Затем с ног до головы обматывали тонкими льняными бинтами, пропитанными клейкой смолой и ароматическими веществами. В таком виде тело укладывали в деревянный саркофаг, который вертикально ставили у стены. Несколько раз в год мумию извлекали и с большими почестями совершали поминальные обряды, в частности на мумию выливали специальную смесь ароматических масел. Другой метод бальзамирования заключался в том, что в тело вводили кедровое масло. Усопших из бедных слоев населения обрабатывали сурьмой и солью, которые обезвоживали тело.
В повседневной жизни египтяне использовали целую систему гигиенического ухода за телом: сначала тело обмывалось водой, а затем умащалось ароматическими маслами. Считалось, что смазывание тела жирным маслом облегчает в жару самочувствие человека и замедляет обезвоживание.
Благовония были важным предметом торговли. Арабские купцы и мореходы поставляли в Египет ладан, сандаловое дерево, древесину агаро (алое), стиракс, мускатный орех, черные перец, корицу и другие растения.
Греки испытали сильное влияние египтян. Так же, как и в Египте, в Греции ароматическим маслам приписывались чудодейственные свойства, а также способность дарить красоту. Они часто упоминаются в мифах и легендах. По легенде Венера подарила Фаону, мореплавателю с острова Лесбос, божественную эссенцию, которая так изменила его внешность, что он стал прекраснейшим из смертных.
В Греции широко использовались духи на масляной основе с запахом различных цветов, самыми популярными считались с ароматы розы, ириса, нарда, майорана, ладана. Ароматические вещества активно применялись и в быту: продукты, одежда, даже глиняные изделия ароматизировались различными видами благовоний.
Благовония обильно употреблялись во время праздников, которые продолжались по нескольку дней, например, Элевсинские Мистерии, посвящённые Церере. Они считались также необходимым элементом колдовства. Цирцея удерживала Одиссея на своём острове с помощью ароматических курений. Медея сварила в благовонных травах престарелого Эсона, и он превратился в цветущего юношу.
Благовония использовались в погребальных обрядах: в погребальный костёр бросали благовонные курения, затем в погребальную урну помещали прах, смешанный с ароматическими маслами. Гробницы было принято орошать специальным ароматическим составом и посыпать цветами. Часть благовоний оставляли в гробнице для того, чтобы умерший мог пользоваться ими и в загробной жизни.
Известный древнегреческий врач Диоскорид Педаний описал свыше 600 видов лекарственных растений в своей книге «Лекарственные вещества», и не просто описал, но еще и изобразил их на рисунках и указал, как их применять. Современные сборщики лекарственных трав до сих пор используют его наблюдения, определяя время наиболее сильного проявления свойств растений. Другой великий греческий врач – Гиппократ описал 236 лекарственных растений и дал научное обоснование их применению. Гиппократ верил в пользу вдыхания целебных ароматов и первым рекомендовал больным туберкулезом пребывать в сосновом лесу. Розовое масло Гиппократ и его ученики широко использовали для лечения многих гинекологических заболеваний и нарушений пищеварения.
Благовония получили широкое распространение в Римской империи. Особо была развита культура бань – терм. Римляне посещали термы почти ежедневно, считая их лучшим средством гигиены.
Древние народы Юго-Восточной Азии - индийцы, китайцы, японцы развивали свои методы использования ароматических растений для лечения, ритуалов и других нужд.
В Индии с древних времен и до наших дней сохранился обычай окуривать помещение перед отдыхом специальными успокаивающими ароматами пачули, ладана и лаванды.
Свадебные церемонии в Индии не обходились без священного огня, называемого «оман». В нём сжигали сандаловое дерево, ароматические курения, благовонные масла. Подарком для невесты служил мешочек «синдарган» с принадлежностями, в которые входили: флакон с розовым маслом, сосуд, наполненный розовой водой, и другие ароматические составы.
Погребальная церемония предписывала сожжение, а если умерший был богат, то погребальный костёр складывали из ароматических сортов древесины.
Китайцы широко применяли лекарственные травы в сочетании с акупунктурой и массажем. В домах богатых китайцев существовала специальная комната для приема родов, в которой жгли полынь, чтобы умилостивить богов и помочь роженице расслабиться. Дети носили на шее мешочки с камфарой, которая активизировала работу мозга и защищала от болезней. Китайская парфюмерия использовала ароматические масла и эссенции. Излюбленным запахом считался мускус. Китайцы ценили не только его аромат, но и считали способным исцелить все болезни, известные в мире. Перечень ароматических веществ, почитаемых китайцами, дополняют пачули, жасмин, кедр и некоторые сорта ароматической древесины.
Для продления жизни даосские маги пользовались смолой и семенами сосны и кипариса. В стенах тибетских монастырей замуровывали пучки трав для создания неповторимой атмосферы.
В Европу благовония и знания о них попадают благодаря крестоносцам. В средневековых рукописях можно найти различные рецепты приготовления ароматических масел. Наряду с восточными благовониями появляются масла, приготовленные из средиземноморских растений: лаванды, чабреца, розмарина. Когда в Европе в начале XIV века распространилась чума, людям советовали жечь ароматические вещества в домах и на улицах, а также носить их с собой. И действительно, процент выживших во время чумы парфюмеров был очень высок.
Наглядным примером может послужить история о том, как жители английского поселка Буклесбэри в XVIII веке спаслись от мора благодаря тому, что поселок был центром производства и торговли лавандой. Лаванда - надежнейшее антимикробное средство. Воздух, насыщенный эфирными маслами лаванды, обладает сильными дезинфицирующими свойствами. Известно также, что французские средневековые парфюмеры, а также рабочие парфюмерных фабрик редко страдали от эпидемий холеры и туберкулеза.
Среди знати в 14-17 веках уже существовала мода на составление парфюмерных композиций. Каждый уважающий себя вельможа составлял свой «рецепт». Часто они были не только духами, но и косметикой, «дарующей «вечную молодость», средством от всех болезней. В 1370 г. была получена «вода королевы Венгрии». По легенде престарелая королева получила этот рецепт от отшельника и, благодаря употреблению этой воды, семидесятидвухлетняя королева так похорошела, что стала походить на молодую красавицу, и на ней женился король Польский. В рецепт «воды королевы Венгрии» в качестве основных компонентов входили эфирные масла розмарина, сосны, лаванды, мяты, скипидар и спирт. Вода было внесена в Лондонскую фармакопею (1683 г.), где ей приписывали около ста лечебных свойств.
Первый настоящий одеколон создал уроженец Милана Иоганн Мария Фарина, он был выпущен в Кёльне в 1709 г. и получил название «Кёльнская вода». Вода получила огромную популярность, ароматическая составляющая включала эссенции из цветов, листьев, кожуры горького апельсина и других цитрусовых.
В 17 веке на юге Франции возникли центры парфюмерии – города Грасс, Ницца, Канны. Здесь не только перерабатывались привозимые растения – пачули, нард, ветиверия, сандал, ваниль и другие, но и выращивались эфиромасличные растения: лаванда, жасмин, роза. К 18-19 веку парфюмерия во Франции достигла большого расцвета. Ежегодно вывозилось парфюмерных товаров на сумму более 30 миллионов франков. Производство духов, косметики, мыла и других туалетных принадлежностей было высоко развито в Париже и Лондоне, которые считались парфюмерными столицами.
Многое изменили научные открытия, повлиявшие на медицину, парфюмерию, косметику и другие области деятельности человека. В 18-19 веках химики научились выделять активные вещества из растений и синтезировать их. Наступила эра синтетических веществ. Использование трав и ароматических веществ резко сократилось. Постепенно к 19-20 веку стало преобладать мнение, что другие вещества, не синтетического происхождения, не обладают активным действием и даже вредны. Ароматерапию и траволечение отнесли к области народных традиций. Основной областью, где нашли применение эфирные масла, осталась парфюмерия.
Интерес к ароматическим веществам вновь открыл французский химик Рене Гаттефос. Однажды, работая в лаборатории, он получил сильный химический ожог руки и интуитивно опустил её в сосуд с лавандовым маслом. К его удивлению ожог быстро зажил без заражения и шрама. Гаттефос заинтересовался лечебными свойствами эфирных масел. Во время первой мировой войны он применял эфирные масла для лечения пациентов военных госпиталей. Свои исследования он опубликовал в книге «Aromatherapia» (1937 г.).
Его продолжателем стал французский врач Жан Вальне, который расширил исследования и стал использовать эфирные масла для лечения травм, ранений, дезинфекции, снятия спазмов. Его книга «Ароматерапия» (1965 г.) является одним из лучших трудов по применению эфирных масел.
Австралийский химик Пенфолд и другие учёные изучили свойства масла чайного дерева и открыли его высокую антимикробную способность. После этого исследования в аптечку для английских солдат стало входить масло чайного дерева.
В Италии Джованни Гатти, Ренато Кайола, Паоло Ровести открыли психотерапевтический эффект жасминового, лимонного и лавандового эфирных масел. В качестве механизма воздействия предполагалось, что запахи могут высвободить подавленные, скрытые эмоции, травматические переживания.
Маргарет Маури (1895 – 1964 гг.) положила начало распространению ароматерапии в Англии. Она предложила смешивать эфирные масла и жирные масла для массажа и косметических процедур. Свои знания она изложила в книге «Секрет жизни и молодости».
На Руси широко практиковалось лечение с помощью "чепучинских сидений" (от слова "чепучина" - деревянная камера для лечебных процедур), в которые подавался пар из распаренных растений. Известны бани с ароматными вениками, которые были популярны еще у наших предков.
С приходом христианства в православных храмах во время церковных церемоний возжигают свечи, кадильницы, испускавшие сладкий дым ладана.
Благовонное миро наносят на тело во время таинства крещения, а елей как помазание используют на причастии. Эти обычаи дошли, не изменившись до наших дней.
О появлении на Руси ароматических веществ говорят хозяйственные записи царей: "ароматы изготавливаются в царской аптеке и сберегаются в серебряных и золотых ароматницах". Рецепты держались в строжайшей тайне. Известно, что в их состав входили розовая вода, серая амбра, настои трав. Широко применялись мази, отвары из лекарственных трав для растирания и разминания мышц.
Первая крупная фабрика по производству туалетного мыла, духов, пудры и других косметических изделий была открыта в 1843г. французом Альфонсом Ралле. В настоящее время это известная парфюмерно-косметическая фабрика «Свобода».
В СССР также было развито производство эфирных масел, но применение эфирных масел ограничивалось пищевой и парфюмерно-косметической промышленностью. В тоже время проводились исследования их лечебных свойств. В.А.Манассеин предложил использовать запахи для борьбы с болезнями. В 1919 году вышла книга Д. М. Российского "К фармакологии эфирных масел". В ней описывались эфирные масла аниса, укропа, ромашки, эвкалипта и их эффекты на организм. Изучением также занимались биологи Б.П.Токин, который предложил термин фитонциды. А.А.Кюнцель применял при неврозах ароматические ванны. Широко известны исследования крымских ученых: А.Е.Еременко, И.М.Сеченова, В.В.Николаевского, Г.Ф.Кащенко, С.С.Солдатченко, А.В.Пидаева.